Армянские Ковры

Армения – является одним из центров ручного ковроткачества Востока. Традиции плетения ковров в этом регионе берут свое начало в VI в. до н.э., когда территория Армянского нагорья была завоевана мидянами и персами и включена в состав империи Ахеменидов. Народности Армянского нагорья переняли технологию ткачества у мидийцев и персов, которые были мастерами в плетении узелковых ковров, видоизменили и добавили в персидскую стилистику элементы местного колорита.

Историческая справка

Первое задокументированное упоминание об армянских коврах находится в знаменитом произведении Ксенофонта «Анабасис» (Отступление десяти тысяч), где автор повествует об отступлении греков после неудачной для них битве при Кунаксе. Проходя по Армянскому нагорью, греки попадают на пир к фракийскому царю Севфу и получают от него щедрый подарок – серебряную чашу и дорогой армянский ковер.

Общее представление о стилистике и расцветке армянских полотен того периода дает Пазырыкский ковер, датированный V-IV в. до н.э. Этот древнейший из дошедших до нас ворсовых ковров хранится в петербургском Эрмитаже. На полотне преобладает мидо-персидская орнаменталистика, однако ярко-красный фон ковра и расположение символов говорит в пользу его армянского происхождения.

Знаете ли вы? Слово «carpet», используемое для обозначения ковра в английском языке, имеет армянское происхождение. В древние времена словом «карпет» армяне называли тканый ковер, а заимствованию этого термина в английский язык поспособствовали местные купцы, активно торговавшие ковровыми полотнами на территории Европы.

Характерные особенности армянских ковров

На фото: подборка армянских ковров

Материалы и стиль плетения. В Армении традиционно используется двойной узел, который в некоторых местностях Ирана называют «армянским узлом». Эта техника плетения насчитывает более 2500 лет.

Армянские ковры изготавливались из чистой овечьей шерсти, причем шерстяными в большинстве случаев были все части полотна: основа, уток, ворс. Прославленное качество армянских шерстяных полотен связано с использованием шерсти овец «балбас» – самой ценной грубошерстной породы Закавказья. Этот вид шерсти содержит большой процент ланолина и ценится за характерный блеск.

В армянских коврах используется также шерсть ангорской козы, а в некоторых районах страны – хлопок и шелк.

Красители. В древности для изготовления армянских ковров использовались природные красители растительного и животного происхождения. Наиболее известный из них – Армянский кошениль, красный краситель животного происхождения. Использование кошенили придавало полотнам стойкий, яркий пурпурный цвет, который стал визиткой карточкой древних ковров из Армении и дал им второе название «kirmiz» (в переводе – «красный»).

Орнаменталистика. Стилистика ковров теснейшим образом переплетена с дохристианской верой народностей Армянского нагорья. Она уходит своими корнями в эпоху шаманизма, когда люди впервые начали изображать символы Бога, защиты, удачи на своих одеяниях из шкур диких животных.

С изобретением ткачества, это все плавно перешло на ткани. Сакральные (божественные, солярные, астральные) символы изображались в равной степени как на одеждах, так и на коврах. Но все же ковры отличались особой святостью. Издревле считалось, что висевший на стене в доме ковер с сакральными знаками защищал семью, даровал успех и благоденствие.

Разумеется, такие ковры не стелили на пол или на стол. На половиках и скатертях не размещали божественной символики, поскольку ходить по таким символам или есть на них считалось святотатством. Ковры с божественными символами вешались на стену, но не на всякую стену, а на «главную», на которой в древности размещали оружие, а позже – портреты и фотографии предков.

Вот некоторые виды божественных и сакральных символов, встречающихся на армянских коврах:

  • Крест и крестообразные знаки, включая свастику и многоконечные звезды, – наиболее распространенные в армянских коврах символы Бога, который в древнеармянской вере часто отождествлялся со светом, солнцем и звездами.
  • Вишап — дракон. Вишап далеко не всегда считается злым. В армянской вере вообще не было понятия абсолютного зла. Вишап воплощал лишь стихию, которая могла быть злой, но могла оказаться и доброй. Есть отдельный подвид армянских ковров с изображением драконов – вишапагорг, т.е. «драконовые ковры». Разумеется, дракон изображался символически, в виде своеобразных сороконожек. Основной культовой целью вишапагорга была, вероятнее всего, защита дома и отпугивание злых духов.
  • Мировое древо – знак сакрального центра мира. Мировое древо – довольно распространенный сюжет в религиях разных народов: священный ясень у викингов, символ дуба у славян, мировое древо вавилонян и ассирийцев и минора иудеев.

В армянских коврах есть также множество других символов и орнаментов. Некоторые изображения, например, могут «рассказать» об определенных событиях, которые имели место в прошлом — сцены охоты, сражения.

Именно многообразие сакральных и религиозных символов отличает армянские ковры от изделий азербайджанского и персидского ковроткачества , где в основном преобладают роскошные растительные мотивы и исламские символы. Хотя в традициях ковроткачества, армянского и соседних народов, наблюдается взаимное влияние и обогащение.